Трудовое воспитание. Мнение великих педагогов

Идея трудового воспитания в истории развития педагогики и школьного воспитания нашла свое отражение в работах Песталоцци, Ушинского, Сковороды, Макаренко, Сухомлинского, Каменского.

 

Песталоцци выдвинул проблему сочетания производительного труда с обучением и рассматривал трудовое воспитание в связи с моральным. В романе «Лингард и Гертруда» во время работы детей (прядение) Гертруда учила их читать, считать. В школе, организованной для крестьянских детей помещиком, они целые дни проводят за работой на прядильных и ткацких станках. На пришкольном участке дети ухаживали за огородными растениями. Одним словом, дети сначала работают, а потом учатся.

 

Большую роль как средства воспитания личности Ушинский отводит труду. В своей работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» он подчеркивает, что человек формируется и развивается в трудовой деятельности. Труд, во-первых, является основой и средством человеческого существования и, во-вторых, он является источником физического, умственного и нравственного совершенствования человека. Вот почему, по его мнению, воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а готовить к труду.

 

Ушинский придавал большое значение физическому труду, считая очень полезным, чтобы человек в своей деятельности совмещал физический, подчеркивая большое воспитательное значение сельскохозяйственного труда (особенно в сельских школах) и умственный труд ( например: изучение английского языка).

 

Опираясь на народное понимание труда, Сковорода отстаивал необходимость подготовки детей к «родственной» трудовой деятельности. По его убеждению, лучше быть талантливым  репетитором английского языка, чем бездарным писателем. Естественно, что в труде человек с наибольшей полнотой реализует свои возможности, принося наибольшую пользу обществу. Именно через труд, по Г. Сковороде, лежит нравственное самосовершенствование человека. По Г. Сковороде, успех в деятельности человека обусловливается не только его способностями, но и такими качествами, как трудолюбие, терпение, умение владеть собой, умеренность, добродетель, справедливость, доброжелательность, благодарность, скромность, бодрость духа («кураж»), а также гуманизм и милосердие.

 

Пожалуй, главным «секретом» успеха воспитательной работы в учреждениях А.С. Макаренко был отказ от потребительской благотворительности и государственных дотаций на их содержание. Он осуществлял перевоспитания путем привлечения воспитанников не только к бытовому самообслуживанию, но и к рентабельной производительного труда. Это обеспечивало возможность не только физически выживать, но и формировать у воспитанников оптимистический взгляд на свою дальнейшую судьбу. Ведь они знакомились с реальными производственными отношениями, получали надежную профессию, организационные навыки, опыт взаимовыручки, чувство защищенности в коллективе и обществе.

 

Центральным во всестороннем развитии личности, по мнению ученого, является трудовое воспитание. Особое значение в этой связи, он придавал единству трудовой культуры и общего развития - нравственного, умственного ( например  изучение английского языка ) , эстетического, физического; раскрытию, выявлению и развитию индивидуальности в труде, высокой моральной сущности труда, ее общественно-полезной направленности. Педагог считал необходимым в период детства и отрочества широко привлекать учащихся к различным видам производительного труда. Естественно, что трудовое воспитание, по мнению ученого, начинается за школьной партой, поскольку обучение является тяжелейшей работой

Голосование

Где вы предпочитаете заниматься английским языком?

У себя дома - 48%
Дома у преподавателя - 28%
На работе - 12%
В нейтральном месте - 12%

Кол-во голосов: 25
The voting for this poll has ended on: 05 Июль 2013 - 15:08

Статистика

Количество просмотров материалов
1180128